|
Лекция №4
|
|
Добро пожаловать!
*профессор вошёл в аудиторию быстрым шагом* Добрый день, дорогие мои. Сегодня вас ожидает самая сложная и самая большая, а также, самая важная лекция за весь курс. Поэтому давайте без лишних лирических отступлений начнём. И начнём, как всегда с разбора домашних работ. Первый ответ правильно звучит так:
Шар – след от движения круга или полукруга вокруг своего диаметра.
Тут почти все ответили правильно. Второй ответ вообще очень простой и должен выглядеть так:
Границей четырёхмерного тела являются трёхмерные тела, пятимерного – четырёхмерные.
Первую часть ответа нужно было просто списать с лекции (что не все смогли) *профессор провёл взглядом по классу,* вторую часть нужно было слегка додумать. Третий ответ. *Профессор улыбнулся.* Это был творческий вопрос, и на него я получил много творческих ответов.
Наиболее мне понравился ответ Эллерина де ля Мэир:
Если мы посмотрим на карту, ограниченную определенной территореей, то все реки на ней будут начигаться и завершаться на краю карты. Может показаться, что все реки начинаються на краю карты,независимо друг от друга, но взявбольшую карту мы видим, что все истоки этих рек являються одним морем
Вот и всё по домашним работам. Если у кого остались вопросы, то как всегда прошу ко мне в кабинет. Кстати, очень хочется отметить хороший доклад Виктории Алекс на тему «определение понятия время». Через некоторое время я планирую сделать большой стенд с лучшими вашими работами.
Итак, перейдём к лекции. Заранее прошу прощения за объём, но данную тему никак нельзя разбивать на части, иначе будет не правильное восприятие материала. Соответственно и вас всех прошу не разбивать прочтение лекции на части, а читать всё разом. *профессор взмахнул палочкой и на доске появилась надпись*
Лекция №4 Время
Мы уже установили по аналогии с отношением фигур двух измерений к фигурам трёх измерений и пр., *начал профессор* что тело четырёх измерений можно рассматривать, как след от движения тела трёх измерений по направлению, в нём не заключающемуся, т.е. что направление движения по четвёртому измерению лежит вне всех тех направлений, которые возможны в пространстве трёх измерений.
Что же это за направление? *профессор оглядел класс*
Чтобы ответит на этот вопрос, мы должны посмотреть не знают ли магглы движения по направлению, не заключающемуся в трёхмерном пространстве.
Они знают, что всякое движение в пространстве сопровождается тем, что называется движением во времени. Кроме того, они знают, что даже, не двигаясь в пространстве, всё существующее вечно движется во времени.
И одинаково во всех случаях, говоря о движении или об отсутствии движения, они имеют в виду идею того, что было прежде, что стало теперь, и что будет после. Иначе говоря, идею времени. *профессор сделал ударение на слове «идею»* Идея движения, всякого какого бы то ни было, а также идея отсутствия движения, неразрывно связана с идеей времени. Всякое движение и отсутствие происходит во времени и вне времени происходить не может. Следовательно, прежде чем говорит о том, что такое движение, магглы должны ответит на вопрос, что такое время?
Время – это самая большая и самая трудная загадка, которая стоит не только перед магглами но и перед нами, магами.
Я ранее уже сказал, что время – такая же субъективная форма нашего восприятия, как пространство, т.е. мы сами создаём время для удобства восприятия внешнего мира в зависимости от свойств нашего воспринимающего аппарата. Действительность непрерывна и постоянна. Но мы для того, чтобы иметь возможность воспринимать её, должны расчленят её на отдельные моменты, т.е. представлять её себе в виде бесконечного ряда отдельных моментов, из которых для нас существует только один. Иначе говоря, мы воспринимаем действительность как бы через узкую щель. И то, что мы видим в эту щель, мы называем настоящим, то, что видели, а теперь уже не видим, - прошедшим, а чего совсем не видели, но ожидаем – будущим.
Рассматривая каждое явление, как следствие другого или других - и в свою очередь, как причину третьего или третьих, т.е. рассматривая все явления в функциональной зависимости друг от друга, магглы этим самым рассматривают их во времени, потому что они совершенно ясно и отчетливо представляют себе прежде причину и потом следствие, прежде действие, потом его функцию, и иначе представить не можут. И они говорят, что идея времени неразрывно связана с идеей причинности и функциональной зависимости. Без времени причинность существовать не может, точно так же как без времени не может существовать движение или отсутствия движения.
Но их представление о «бытии во времени» у них до невероятия спутанное и неясное.
Прежде всего, разберём маггловское (впрочем, как и большинства из магов) отношение к прошедшему, настоящему и будущему. Обыкновенно они считают, что прошедшего теперь уже нет. Оно прошло, исчезло, изменилось, превратилось в другое. Будущего тоже нет. Его ещё нет. Оно еще не пришло, не образовалось. Настоящим они называют момент перехода будущего в прошедшее, т.е. момент перехода явления из одного небытия в другое. Только этот короткий момент явления для них существует в действительности, раньше оно существовало в возможности, теперь будет существовать в воспоминании. Но этот короткий момент, в сущности, фикция. Оно не имеет измерения, мы с полным правом можем сказать, что настоящего не существует, мы никогда не можем уловить его. То, что мы уловили, всегда уже прошедшее!
Если мы остановимся на этом, то мы должны признать, что мира не существует. Существует только какая-то фантасмагория иллюзий, вспыхивающих и гаснущих.
Обыкновенно мы не отдаём себе в этом отчёт и не замечаем, что маггловский обычный взгляд на время приводит нас к полному абсурду. *профессор сделал небольшую паузу и продолжил.*
Представим себе глупого путешественника, едущего из одного города в другой и находящегося на полпути между этими городами. Глупый путешественник думает, что город, из которого он выехал на прошлой неделе, теперь уже не существует, от него осталось одно воспоминание: стены разрушены, башни упали, жители вымерли или разбежались. А тот город, куда он должен приехать через несколько дней тоже теперь ещё не существует, но спешно строится к его приезду и в день его приезда будет готов, населён и устроен, на другой день после его отъезда, так же как и первый будет разрушен.
Магглы думают о вещах во времени именно таким образом. Всё проходит, ничто не возвращается! Весна прошла, её уже нет.
Таким образом, строго говоря, для них не существует ни прошлого, ни будущего, ни настоящего. Ничего не существует! А, между тем, мы живём, чувствуем, думаем – что-то окружает нас. Следовательно в обычном отношении к времени есть какая-то ошибка.
Мы признали в самом начале, что нечто существует. мы назвали это миром. Как же мир может существовать, если он не существует ни в прошедшем, ни в будущем.
Осень еще не наступила - она 6удет, но сейчас ее нет. И магглы не отдают себе отчета, как это может появится то, чего нет.
Магглы двигаются по плоскости и признают реально существующим только небольшой круг, освещенный их сознанием. Все остальное за этим кругом, чего они не видят, они отрицают, не хотят признать, что оно существует. Они двигаются по плоскости в одном направлении. Это направление они считают вечным и бесконечным. Но направления перпендикулярного ему, тех линий, которые они пересекают, они не хотят признать вечными и бесконечными. Магглы думают, что линии уходят в небытие сейчас же, как они прошли через них, а линии впереди них еще не возникли из небытия.
Каждый маггл идёт, как слепой, который ощупывает своей палкой плиты тротуара и фонари и стены домов и верит в реальное существование только того, до чего сейчас дотрагивается, что сейчас ощупывает. То, что прошло, уже исчезло и никогда больше не вернется! Чего еще не было, того сейчас нет. Он помнит дорогу, которую прошел. Ожидает, что и впереди будет такая же дорога, но он не видит ни вперед, ни назад, потому что он ничего не видит; по тому, что орудие его познания - палка с крючком имеет определенную, очень небольшую длину, и за этой палкой для него начинается небытие.
Наши знаменитые пять органов чувств это в сущности щупальца, которыми мы ощупываем мир вокруг себя. Мы живем на ощупь. Мы никогда, ничего не видим. Всегда и все только ощупываем. При помощи подзорных труб и телескопов, телеграфов и телефонов мы немного удлиняем, так сказать, наши щупальца, но не начинаем видеть. Мы не видим и поэтому никогда не можем убедиться в существовании того, что не можем ощупать.
Поэтому магглы и считают реально существующим только тот круг, который в данный момент охватывают их щупальца. За этим кругом - тьма и небытие.
Но имеем ли МЫ право так думать?
Наша мысль не связана условиями чувственного восприятия. Она может подняться над плоскостью, по которой мы движемся; может увидеть далеко за пределами круга, освещенного нашим обычным сознанием; может увидеть, что существует не только та линия, по которой мы движемся, а все линии, перпендикулярные ей, которые мы пересекаем, которые мы когда-либо пересекали, и которые будем пересекать. Поднявшись над плоскостью, наша мысль может увидеть плоскость, убедится, что это действительно плоскость, а не одна линия. Тогда наша мысль может увидать прошедшее, настоящее и будущее, лежащими на одной плоскости.
Она может опередить глупого путешественника, подняться на гору, увидать вдали город, в который он идёт, и убедиться, что этот город не строится заново к его приезду, а существует сам по себе совершенно независимо от глупого путешественника. И она может посмотреть назад и увидать на горизонте башни того города, где путешественник был и убедиться, что башни не упали, что город продолжает стоять и жить, как стоял и жил до путешественника.
Она может подняться над плоскостью времени и увидать сзади весну и впереди осень, увидать одновременно распускающиеся цветы и созревающие плоды. Может заставить слепого прозреть и увидать дорогу, которую он прошёл, и которая лежит перед ним.
Только мысль может дать нам настоящее зрение вместо того грубого ощупывания, которое магглы называют зрением. Только мыслью мы можем видеть. И как только мы начнем видеть, мы непременно будем видеть прошедшее и будущее. Мы не видим прошедшего и будущего только потому, что ничего не видим, а только ощупываем, и то, что ощупываем, называем настоящим. Когда мы начнем видеть, прошедшее и будущее, тоже станут настоящим. Это разделение времени на прошедшее, настоящее и будущее явилось именно потому, что мы живем на ощупь. Нужно начать видеть, и оно исчезнет.
Прошедшее и будущее не могут не существовать, потому что если они не существуют, то не существует и настоящее. Непременно они где-то существуют, только мы их не видим.
Настоящее, если его противопоставлять прошедшему и будущему, это самая нереальная из всех не реальностей.
Мы должны признать, что прошедшее, настоящее и будущее ничем не отличаются друг от друга, что есть только одно настоящее, но мы не видим этого, потому что в каждый данный момент ощущаем только маленький кусочек этого настоящего, который и считаем реально существующим, отрицая реальное существование за всем остальным.
Если мы признаем это, то наш взгляд на все окружающее должен сильно перемениться.
Обыкновенно магглы рассматривают время, как отвлечение, сделанное ими при на6людении реально существующего движения. Т.е. они думают, что, наблюдая движение или перемены отношений между вещами, и сравнивая отношения, существовавшие раньше, существующие теперь и могущие существовать в дальнейшем, они выводим идею времени. Насколько этот взгляд правилен, мы увидим дальше.
Идея времени слагается из взглядов на прошедшее, из взглядов на настоящее и из взглядов на будущее.
Относительно прошедшего и настоящего взгляды, хотя и очень неясны, но однообразны. Что же касается будущего, то относительно его существует большое разнообразие взглядов даже среди магглов.
У магглов существуют две, главные теории - предопределённого будущего и свободного будущего.
Предопределенность доказывается следующим образом: говорят, что всякое будущее событие является результатом прежде бывших и создается именно таким, а не другим, вследствие известного направления сил, заключающегося в предшествующих событиях. Иначе говоря, это значит, что будущие события целиком заключаются в предшествующих, и если бы мы знали силу и, направление всех событий, бывших до настоящего момента, т.е. знали бы все прошедшее, то мы этим самым знали бы все будущее. И иногда, зная хорошо настоящий момент во всех его деталях, мы действительно можем предсказывать будущее. Если предсказанное не оправдывается, мы говорим, что мы не все знали, что было, и действительно мы видим в прошедшем какую-нибудь причину, ускользнувшую от нашего наблюдения.
Идея свободы будущего основывается на возможности произвольных поступков и случайных новых комбинаций причин.
Будущее считается или совсем неопределенным или определенным только отчасти, потому что в каждый момент рождаются новые силы, новые события, новые явления, лежавшие в скрытом состоянии, не беспричинные, но настолько несоизмеримые с причинами, - как, напр., пожар большого города от одной искры, что их ни учесть, ни соразмерить нельзя.
Эта теория говорит, что одно и то же действие может иметь разные результаты, одна и та же причина - разные следствия; и она приводит еще гипотезу совершенно произвольных волевых актов человека, вносящих полное изменение в дальнейшие события его собственной жизни и жизни других людей.
Сторонники предопределенности возражают, что волевые, не произвольные акты тоже зависят от каких-нибудь причин, Делающих их необходимыми и неизбежными в данный момент что ничего «случайного» нет и быть не может; что мы называем случайным только то, причины чего не видим, благодаря нашей ограниченности - и что различные следствия у причин, кажущихся одинаковыми бывают оттого, что причины на самом деле различны и только кажутся одинаковыми, потому что мы их недостаточно хорошо знаем и недостаточно хорошо видим.
Спор теории предопределенного будущего с теорией свободного будущего - это спор бесконечный. Ничего решающего ни та, ни другая теория сказать не может.
И обе теории одинаково кошмарны.
И при том и при другом взгляде на жизнь человека охватывает ужас. С одной стороны полная холодная предопределенность - будет то, что будет. Если человек глубоко проникнется этой идеей, то у него опускаются руки, он видит тщету, бесполезность, ненужность всех усилий, ничего изменить нельзя - то, что будет завтра, предопределено десятки тысяч лет тому назад. С другой стороны - жизнь на каком-то острие иголки, именуемом настоящим, которое со всех сторон окружено бездной небытия, путешествие в страну, которая еще не существует. Жизнь в мире, который каждый миг рождается и умирает, в котором никогда ничто не возвращается. И то и другое страшно.
Раньше было указано, что разница мнений существует только относительно будущего; относительно прошедшего все согласны, что оно прошло, что его теперь нет - и что оно было таким, каким было. В последнем лежит ключ к пониманию неправильности маггловского взгляда на будущее. Дело в том, что на самом деле наше отношение к прошедшему и будущему гораздо сложнее, чем нам кажется. В прошедшем, сзади нас, лежит не только то, что было (или что мы видели), но и то, что могло быть (или то, чего мы не видели). Точно так же и в будущем лежит не только то, что будет (т. е. что мы увидим), но и все то, что может быть (т. е. то, чего мы не увидим). Прошедшее и будущее одинаково неопределенны, одинаково существуют во всех возможностях, и одинаково существуют одновременно.
Временем магглы называют расстояние, разделяющее события в порядке их последовательности и связывающее их в различные целые.
Это расстояние лежит по направлению, не заключающемуся в трехмерном пространстве. Если мы будем мыслить это направление в пространстве, то это будет четвертое измерение пространства. Оно отвечает всем требованиям, которые мы на основании предыдущих рассуждений можем предъявить к четвертому измерению. Оно несоизмеримо с измерениями трехмерного пространства, как год несоизмерим с Парижем. Оно перпендикулярно ко всем направлениям трехмерного пространства и не параллельно ни одному из них. Как вывод из всего изложенного, мы можем сказать, что Время, как оно обыкновенно берется, заключает в себе две идеи: некоторого неизвестного нам пространства (четвертого измерения) и движения по этому пространству. Постоянная ошибка магглов заключается в том, что они никогда не видят двух идеи во Времени, а всегда видят только одну. Обыкновенно они видят во времени идею движения, но не можут сказать, откуда и куда. Где или по какому пространству. Иногда, как напр. в тех теориях, которые раньше пытались соединить со временем идею четвертого измерения, является идея какого-то пространства во времени, но вместе с тем допускается движение по этому пространству. Это требование нового времени, потому что движения вне времени происходить не может. И в результате, время идет впереди них, как их собственная тень, отступая по мере того, как они к нему подходят. Всякое представление о движении совершенно спутывается.
Потому что, если представить новое протяжение пространства и возможность движения по этому новому протяжению, то время опять немедленно станет перед ними, и заявит, что оно ровно столько же не объяснено, сколько было не объяснено раньше.
Необходимо признать, что одним термином время магглы обозначили, собственно, две идеи - «некоторого пространства» и «движения по этому пространству». При чем движения этого в действительности не существует, а оно представляется им существующим только потому, что они не видят пространства времени.
Т.е. ощущение движения во времени (а движения не во времени нет) возникает у них потому, что они смотрят на мир как бы через узкую щелку, видят только линии пересечения плоскости времени с нашим трехмерным пространством.
Таким образом, необходимо сказать, что глубоко неверна маггловская теория, что идея времени выводится нами из наблюдения движения, и есть ничто иное, как идея последовательности наблюдаемой нами в движении.
Нужно признать как раз наоборот, что идея движения выведена нами из ощущения времени или из чувства времени, т.е. из чувства или ощущения четвертого измерения пространства, но из неполного ощущения. Неполное ощущение времени (четвертого измерения) - ощущение сквозь щелку - дает нам ощущение движения, т.е. создает иллюзию движения, которого в действительности нет, и вместо которого в действительности существует только протяжение по непостижимому для нас направлению.
Четвертое измерение связано со «временем» И с «движением».
Но мы не поймем четвертого измерения до тех пор, пока не поймем пятого измерения.
Нужно прежде понять пятое, чтобы понять потом четвертое.
Пятое измерение - это перпендикуляр к плоскости времени, та высота, на которую должно подняться наше сознание, чтобы одновременно увидать прошедшее, настоящее и будущее.
Это гора, на которую должен подняться путешественник, чтобы увидать позади город, откуда он выехал вчера, и впереди город, куда он придет завтра, Наше обычное сознание находится на плоскости у основания этого перпендикуляра. Поэтому оно не видит прошедшего и будущего; поэтому оно ничего не видит. Только поднимаясь над плоскостью четвертого измерения по направлению пятого измерения, наше сознание начнет охватывать взглядом изумительный мир прошедшего и будущего, лежащий по сторонам настоящего, тот мир, самое существование которого оно раньше отрицало.
Пятое измерение следует рассматривать не как, лежащее вне сознания, а как свойство самого сознания - ту линию или то направление, по которому должно расти сознание.
Прежде чем перейти к боле подробному рассмотрению отношении сознания ко времени, вернемся еще раз к отношениям времени к нашему трёхмерному пространству.
Магглы представляют себе время как бы линией, идущей из бесконечного будущего в бесконечное прошедшее. Одну точку этой линии мы сознаем: Всегда только одну точку. И эта точка не имеет никакого измерения, потому что то, что в обыкновенном смысле они называют настоящим, есть только недавно прошедшее и иногда еще скоро будущее.
Так ли это в действительности? Можно ли сказать, что время имеет одно измерение?
Почти так, с той только разницей, что мы можем считать у времени два измерения, а не одно. Линия первого измерения идет по порядку последовательности явлений в причинной зависимости, сначала причина, потом следствие: прежде, теперь, после. Линия второго измерения идет через одновременные явления по пространству: теперь, теперь, теперь. Это значит, что всё наше пространство мы можем рассматривать, как второе измерение времени.
Если мы на секунду отрешимся от идеи трехмерности. пространства и возьмем его только, как нечто, находящееся в известном отношении ко времени, то мы увидим, что пространство можно рассматривать, как линию, уходящую в бесконечность по направлению, перпендикулярному к линии времени.
Представим себе любой момент. Представим себе, что стрелка на наших часах показывает 12. В этот момент везде что-нибудь происходит, и это что-нибудь одновременно во всей вселенной, т.е. лежит как бы на одной линии, перпендикулярной к линии прежде, теперь и после. Во всей вселенной этот момент называется теперь.
В Нью-Йорке, в Москве, на Сатурне, на Солнце, на Луне, на Сириусе - все эти теперь одновременны, лежат на одной прямой. Всякий взятый момент будет один для всего пространства вселенной, как будто через все пространство протянута одна линия, или, как будто, все пространство вытянуто в одну линию, идущую перпендикулярно к линии времени из той точки, которую мы взяли, т.е. из того момента, который мы взяли.
Таким образом, как в каждой точке пространства мы можем представить себе проходящую через эту точку линию времени, т.е. как для каждой точки пространства мы можем представить себе прежде теперь и после - прошедшее, настоящее и будущее той точки - точно так же в каждой точке времени (в каждом моменте) мы можем представить себе проходящую через эту точку линию, идущую по пространству.
Пересечение этих линий образует плоскость вселенной. Т.е. это значит, что вселенную мы можем рассматривать, как плоскость, двумя измерениями которой являются пространство вселенной и время вселенной, перекрещивающиеся во всякой точке.
Из этого мы можем вывести заключение, что время по своим свойствам тожественно с пространством, как тожественны две линии, лежащие на плоскости. Т.е. это значит, что как в пространстве не могут внезапно вырастать, а должны существовать заранее вещи, которые мы вдруг видим, так и во времени «события» существуют, прежде чем к ним прикоснулось наше сознание, и они остаются существовать после того, как мы от них отошли. Следовательно, протяженность во времени есть протяженность по неизвестному пространству, а не только расстояние, отделяющее одно от другого события.
Таким образом, пространство можно рассматривать, как второе измерение времени, а время, как второе измерение пространства. Но, так как мы только условно взяли пространство, как линию, и так как мы знаем, что пространство имеет три измерения, то, следовательно, время является четвертым измерением пространства.
Но время, как уже было указано, есть понятие не простое, а сложное. И это мы должны иметь в виду. Оно состоит из понятия неизвестного пространства, уходящего в прошедшее и будущее, и кажущегося движения по этому пространству.
Нам необходимо рассмотреть вопрос о времени, как о пространственном понятии, сопоставив его с двумя нашими данными - вселенной и сознанием.
Идея времени возникает при соприкосновении сознания с миром при посредстве чувственного восприятия. На это уже было указано. Именно, благодаря свойствам чувственного восприятия, сознание видит мир, как бы через узенькую щелку.
Из этого создаются два вопроса:
1) Почему сознание не видит в эту щелку всегда одного и того же? Почему за щелкой происходят перемены, создающие иллюзию движения, т.е. каким образом и отчего перебегает по миру явлений фокус нашего сознания? При всем этом нужно помнить, что через ту же щелку, через которую оно видит мир, сознание смотрит на себя, как на часть мира, и видит в себе перемены, подобные переменам во всем остальном.
2) Почему сознание не может расширить этой щели?
На эти вопросы мы должны постараться ответить.
Представим себе опять вселенную в виде плоскости, два измерения которой составляют время и пространство. Если мы представим себе отношение нашего сознания к этой плоскости, то мы должны будем признать, что наше сознание живет, так сказать, на самой плоскости всегда в какой-нибудь точке пересечения линии времени с линией пространства, и никогда не поднимается над этой плоскостью. Если бы сознание могло подняться над этой плоскостью, то оно, несомненно, увидело бы под собой одновременно гораздо большее количество событий, чем оно видит обыкновенно, находясь на плоскости. Как человек, поднимаясь на гору или взлетая на воздушном шаре, начинает видеть одновременно и сразу очень много вещей, которых нельзя одновременно и сразу видеть, находясь на земле, в точке пересечения двух перпендикуляров, которыми измеряется поверхность земли: напр. движение навстречу друг другу двух поездов, между которыми должно произойти столкновение; приближение неприятельского отряда к спящему лагерю; два города, разделенные горным кряжем и т.п., так и в этом случае сознание, поднимаясь над плоскостью, на которой оно обыкновенно живет, должно увидеть одновременно явления, для обычного сознания разделённые полосами времени. Это будут такие явления, которых обычное сознание никогда не видит вместе как: причину и следствие; работу и получение денег; преступление и наказание; движение поездов навстречу друг другу и их столкновение; приближение неприятеля и сражение; восход и закат солнца; утро, день, вечер и ночь; весну, лето, осень и зиму; рожденье, жизнь и смерть человека. Угол зрения при таком подъёме будет увеличиваться, момент будет расширяться.
Если мы представим себе сознание, находящееся выше нашего сознания, обладающее большим углом зрения, то это сознание будет в состоянии схватывать, как нечто одновременное, т.е. как момент, все происходящее для нас в течение известного времени - минуты, часа, дня, месяца. В пределах своего момента такое сознание не будет в состоянии разделить прежде, теперь и после, все это для него будет теперь.
Свойства «времени», выводимые из всего предыдущего, позволяют нам рассматривать вселенную, как плоскость, которая, если на нее посмотреть в одном направлении, является пространством, а в другом направлении - перпендикулярном первому - временем. При этом всякое движение по направлению пространства является движением по направлению времени, т.е. перемена в пространственных отношениях является переменой во временных отношениях - даже тогда, когда мы этого не замечаем.
Это происходит, вероятно, потому, что пространство и время только очень условно могут быть изображены в виде плоскостию В Действительности их отношение необыкновенно сложно. Пространство имеет протяжение по трем измерениям. Время перпендикулярно к каждому из них. Всякая перемена в пространственном положении является переменой в положении во времени.
И мы с полным правом можем сказать, что не «время» выводится из «движения» а движение ощущается благодаря чувству времени. У нас есть это чувство, поэтому мы ощущаем движение. Не будь у нас чувства времени, мы бы не ощущали движения. Самое же «чувство времени» есть, в сущности, граница или поверхность нашего «чувства пространства». Там, где кончается «чувство пространства», начинается «чувство времени». Мы выяснили, что «время» по своим свойствам тожественно с «пространством», т.е. оно имеет все признаки протяжения пространства. Однако мы не ощущаем его, как протяжение пространства, а ощущаем, как время, т.е. как нечто специфическое, не передаваемое другими словами, неразрывно связанное с движением. Эта неспособность ощутить время пространственно проистекает оттого, что чувство времени есть туманное чувство пространства; чувством времени мы смутно ощущаем новые характеристики пространства, выходящие из сферы трех измерений.
*профессор сделал большую паузу, достал свои черновики, просмотрел их и произнёс.* Ну что ж на сегодня это всё. *Профессор посмотрел на уставших учеников* Я вижу вы все устали. Ничего, ничего. Эта лекция, если вы её хорошенько изучите, разберёте и поймёте, очень поможет вам в будущем. Если у вас есть вопросы по лекции, а я вижу, что они есть, то прошу ко мне в кабинет на кафедре или в большом зале. Постараюсь ответить на все вопросы и как можно быстрее.
Желаю вам всем удачи. До свидания.
*Профессор вышел из аудитории и направился к себе в кабинет*
|
|